e_v_ikhlov (e_v_ikhlov) wrote,
e_v_ikhlov
e_v_ikhlov

ДВА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОММЕНТАРИЯ: О ЯМАХ И ЯШИНЕ, И О ФАШИЗМЕ И БЫКОВЕ



I. Арьергардные бои традиции

Как сказал мне старый раб перед таверной:
"Мы, оглядываясь, видим лишь руины".
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.

(И.Бродский, Письма римскому другу (из Марциала)

Знаменитая сценка, где костромской "туземец" вразумляет http://echo.msk.ru/blog/yashin/1585414-echo/"колонизатора" (столичного либерала Илью Яшина) о пользе колдобин: машины воленс-ноленс замедляют ход и не могут сбить детей, - буквально взорвала прогрессивный рунет.

Но поймите, что требует цивилизация для спасения детей: хорошая дорога; в местах повышенного риска "лежачий полицейский"; установка хорошо видного знака; воспитание водителя... А варвар обходится колдобиной!

Это именно варварское непонимание усложнения жизни. Варвар знает, что толковый капитат-исправник (деревенский раис на востоке) насквозь видит правонарушителя и назначает ему вложение в нижний ум. А цивилизованный человек требует следователя, оперативника, прокурора, судью (присяжных!!!), адвоката, общественных наблюдателей, правозащитников, депутатов, принимающих законы, еще трёх судей для кассации... И Страсбург с конвенцией - в довершении юридической пирамиды. А результат - раскрываемость и рецидив - на том же уровне, основа процесса - интуиция правоохранителя. Только уровень криминогенности куда выше.

180 лет назад вульгарные славянофилы так отвечали вульгарным западникам, проповедывающим носовые платки на европейский манер: в европе свои сопли каждый в кармане носит! А у нас освободил носоглотку двумя перстами, вытер оные персты о родную берёзку и идёшь по родной земле, вольно дыша... А на реплики западников: мол, где ж в городе возьмёшь необходимую березку - получают укоризненный ответ: вот и плохо, что нет в городе берёзки...

Надо понять, что шокированное взрывной вестернизацией традиционное сознание упирается изо всех сил. При этом сознание старательно рационализирует доводы, основанные на интуитивном страхе. Идут последние арьергарные бои традиционализма. Это - для оптимизма.

А для пессимизма: в странах догоняющего развития автострады в итоге сделают (не зря же покупали навороченные тачки), но "лежачего полицейского" оборудуют только по дороге к школе для своих деток. По провинции же машины, особенно торопливые трейлеры с космической длинны тормозным путём, будут летать как снаряды, есть ли знаки "Осторожно, дети!", нет ли знаков...

***



II. Пути тоталитаризма, или опровергая Дмитрия Быкова

"Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю - пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице"

Услышал на днях несколько тезисов Дмитрия Быкова о генезисе тоталитаризма и фашизма и сразу захотелось тезисно с ним не согласиться.

1. Фашизм (нацизм) не был прямым продуктом Просвещения, он был отсроченной на 150 лет "романтической" реакцией на Просвещение. Он ввёл в политический оборот бред де Мёстра о государстве, стоящем на палаче: “Все величие, все могущество, все подчинение возложены на него: в нем воплощены ужас и нить связи между людьми. Лишите мир этой непостижимой силы – в одно мгновение порядок обратится в хаос, троны рухнут и общество исчезнет”.

Прямым продуктом радикального Просвещения был http://e-v-ikhlov.livejournal.com/119624.html коммунизм.

2. Большевизм и Сталинизм были куда тотальнее http://e-v-ikhlov.livejournal.com/117638.html Фашизма и Нацизма, ибо последние оставляли человеку ("правильного" происхождения) религию, семью и бизнес. А анекдотов в Рейхе тоже хватало, просто мы не увидели загнивающего, застойного нацизма, он был сражён на пике своей мощи и динамики.
Просто надо понять, что в 20-70-е годы значительная часть населения СССР обладала "догосударственным" сознанием, обычно называемым "народным". Эти многомиллионные слои не принимали коммунистический тоталитаризм не потому, что были стихийными демократами, а потому что Советская власть была формой чуждого им государства. Но это не отрицание тоталитаризма, это его "непонимание". А в Германии таких догосударственных слоёв не было вообще, в Италии и Испании они были не слишком многочисленны.

Самым характерным примером
http://vestnikcivitas.ru/pbls/3759 активного "народного" сопротивления государству является последний рудимент догосударственного сознания - так называемая блатная субкультура.

3. Фашизм не является самой "естественной" формой социума, потому что он свойственен только "европейскому человеку", который не любит, чтобы за него определяли порядок в его городе, его образ мысли, не рвётся на бесконечные войны и на роль рабовладельца, для него не характерно обожествление власти. Тот типаж "верноподданного" - истерически влюблённого во власть маленького человека - милитариста и шовиниста, который век назад вывел в своё романе-предупреждении Генрих Манн - это реакция травмированного социума на предшествующие полвека успешного экономического и демократического развития. Например, немцы 1871, 1891 или 1911 года никакими нацистами не были и близко.

4. Фашизм является только "естественной" эволюцией от стадии левого тоталитаризма, когда тот эрозирует и вновь разрешает религию, культурный национализм, частную семью, частно-предпринимательскую экономику и т.д. Ни для западных демократических наций, ни для неевропейского человека фашизм не является "конусом аттрактора", к которому постоянно стремиться социальная эволюция.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments