e_v_ikhlov (e_v_ikhlov) wrote,
e_v_ikhlov
e_v_ikhlov

ДВЕ НЕЗАМЕЧЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ ВЕЛИКИЕ РЕВОЛЮЦИИ


Краеведение. Рефераты. Туризм :: Просмотр темы - Праздники памятные даты в этот деньНа острове Кука провозглашена Российская Империя - Форум города НовокуйбышевскС 28 февраля по 8 марта организаторы XXVI Российского Антикварного Салона представят специальный проект. - Новости искусства и кRed Army Promotion & Propoganda in Soviet Posters - Советские плакатыАкция протеста КПРФ 23 февраля в Краснодаре: "Остановить развал армии!", "Виновников - под суд!", "Министра обороны Сердюкова -


I. ВЕЛИКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ГОРБАЧЁВА

30 лет назад началась поистине великая русская революция – грандиозный разрыв со всей предшествующей историей России. В следующем очерке (о Великой революции Егора Гайдара 1992 года) я буду говорить о полном разрыве с 400-летней традицией формирования русской государственности как страны при армии и переходе от военного государства к государству цивильно-бюрократическому (в том числе и в форме полицейско-бюрократической). Теперь речь пойдёт о ликвидации идеологического разрыва с Западом.

С принятия византийского православия и формулирования доктрины «Третий Рим» на Московской Руси всё сильнее и чётче формировали восприятия Западной Европы, как отделённой не пересекаемым культурным барьером. Москва непрерывно ждала Страшного суда и Конца Света, а Запад, который как раз стал впадать в Ренессанс, считала погрязшим* в мирских делах. После Петра I, правда, государственной идеологией стало стремление превратиться в великую европейскую империю. Но и здесь акцентировалось отличие Запада с его поползновением в либеральный конституционализм и русской личной унией каждого с царём-батюшкой. Доктрина самодержавной монархии продержалась вплоть до марта 1917 года!

Начиная с Ленина противопоставление буржуазного западного и эсхатологического советского сознания достигло максимума. Однако тут с советскими идеологами дурную шутку сыграла их борьба за мир. Предвоенная мания пасть в борьбе с царством капиталистического зла сменилась послевоенной манией спасти мир от попыток империалистов развязать войну.

Поэтому когда Мао обратился к Хрущёву со вполне коминтерновской идеей: дать Пекину атомное оружие (Суслов, например, бы за это), а самим нанести ядерный удар по НАТО – погибнут русские и янки, да всякие боннские реваншисты, зато почти уцелевшие китайцы разнесут коммунизм по всему шарику, то дорогой Никита Сергеевич в ужасе от него шарахнулся. Так доктрина «жить - чтобы жить» получила высшую идеологическую санкцию. Горбачёв лишь довёл её до логического завершения, официально постулировав, что и Запад, и СССР объединяет общая цель – борьба со взаимным ядерным уничтожением. Потом добавилась ещё одна общая цель – объединения усилий ради прогресса. Раз есть общие цели, то появились и общие ценности, сформулированные уже совершенно в духе ранних сахаровских призывов.

В результате остался невнятный спор о том, какой способ организации экономики лучше обеспечивает рост духовно-материальных потребностей трудящихся**. Итог известен. Путинизм, трактующий себя как разновидность западного консерватизма, написал на всех заборах про верховенство закона и права человека. Путинизм даже не осмелился взять на вооружение восточноазиатскую «мандаринскую» идеологию: нам не нужна демократия, ибо мы и без неё отберём во власть лучших из лучших; нам не нужно гражданское общество, ибо мы и без него боремся со злоупотреблениями и коррупцией.
Так путинизм въехал в декабрь 2011 года.

Шок от протестов заставил Кремль попытаться восстановить идеологический барьер между Россией и Западом. Но получилось это довольно убого. Ну, гомофобия. Ну, защита прав родителей бить детей. Но ведь никакой социальной альтернативы – та же воплощенная тэтчеристская мечта о «горизонтальной налоговой шкале», те же «рейганомические» величины коэффициента социального расслоения Джини.

Тогда срочно придумали Западу вековую русофобию. Получилось довольно убого. И под конец взяли на вооружение доктрину «геополитических сфер влияния», уже лет 60 как совершенного неприличную без обоснования идеологической солидарности. А какая у нас солидарность с венесуэльской боливарианской*** революцией?
Но Кремлю так хотелось вернуться в любимый 1913 год: делить сферы влияния на женевских конференциях, а попам - возобновить неусыпную борьбу с вольтерьянством…
Но всё это крайне убого – разрушенную Горбачёвым стену идеологического отчуждения России от Запада заново уже не построить.


*Очень странно это преломилось в сознании нынешних православных фундаменталистов: недавно очень любезный таксист (по дороге на Радио «Свободу») рассказывал мне, что все религии, кроме Православия – формы язычества, ибо склонны к материализму.


** 100 лет едва прошло, как марксово соревнование труда отчужденного и труда свободного перешло в ситуацию, когда "Мосфильм" стал соревноваться с "Коламбия пикчерз", "Московшей" - с "Леви Стросс", а Ялта - с Ниццей  

***Это когда одних людей поставили в бесконечные очереди, чтобы дать другим – совсем нищим – возможность встать в очередь.



II.

ВЕЛИКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ЕГОРА ГАЙДАРА

Россия всегда была "страной (империей) при армии". Дело не только в доле общественного продукта, отбираемого для военного дела и вооружённых сил. Война (армия) была смыслообразующим центром русской цивилизационной модели.

23 года назад правительство Гайдара-Бурбулиса* не просто резко обрезало военный бюджет (было не до жиру), но в принципе поменяло систему приоритетов. С этих пор армия воспринимается не как центр социального космоса, но только как огромный экономический балласт. Никакая путинская гонка вооружений, никакая милитаристская и квазиисторическая пропаганда этого не изменило.

Армия и "оборонка" - это лишь такое же обусловленное общественным договором (армия - дело священное) бюджетное обременение, обусловленное данью социальной мифологии, как в странах Западной Европы - поддержка фермеров, воспринимаемых как высокочтимый фундамент национальной традиции, и потому избавляемых от угрозы массового разорения.

Россия из страны при армии стала страной при спецслужбах. Даже новые военно-приключенческие фильмы зафиксировали этот сдвиг, и делают основной акцент на операции военной разведки и контрразведки, превращая Великую Отечественную войну в дуэль СМЕРШа и Абвера...

В любом случае страна госбезопасности, прокуратуры и полиции - это куда более демилитаризованное общество, чем общество "с оборонным сознанием". И прошедший социокультурный сдвиг уже необратим.

Великая революция Гайдара и русского либерализма победила - Россия, оставшись в своей основе страной феодальной, перестала быть военно-феодальным государством. Её герои - не фронтовые офицеры, но менты и чекисты, в крайнем случае - спецназовцы или менты, попавшие на войну (в Чечню).

* Борис Ельцин - и.о. премьера, Геннадий Бурбулис - вице-премьер, государственный секретарь, Егор Гайдара - министр экономики и финансов.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments